Цель: продолжать учить детей делить пополам квадрат, называть части и сравнивать целое и часть.
Задачи:
Развивающие:
Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 и упражнять в счёте по образцу.
Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур (плоских).
Продолжать формировать представления о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Продолжать закреплять умение решать примеры с действием на вычитание (-) .
Обучающие:
Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего (условной меркой), равного одному из сравниваемых предметов.
Активизировать в речи детей - слова: пополам, половина; выражения - две (четыре) равные части, одна из четырех (двух) частей.
Воспитывающие:
развивать диалоговую речь, логическое мышление, память.
воспитывать навыки самоконтроля.
Материалы: числа на магнитах 1-10; прямоугольник, 4 квадрата - на каждого ребёнка, примеры на «-» - по количеству детей; запись звука машины или автобуса,интерактивная панель; простой карандаш.
Предварительная работа: стихи про геометрические фигуры, загадки про цифры, математическое домино, раскраски геометрических фигур и цифр.
Ход занятия:
Вводная часть
Мотивационный момент – включается звук едущего автобуса или машины.
Воспитатель: Ребята, что за звук? (ответы и предположения детей)
Воспитатель: Сегодня утром, когда я ехала на работу в детский сад, в маршрутку вошли школьники. Один школьник достал конфету из портфеля и, разломив её пополам, угостил своего товарища. Скажите, как мальчик конфету разломил пополам? (ответы детей)
Основная часть
Воспитатель: Ребята, перед вами на столах лежат прямоугольники, а давайте представим, что это вкусная шоколадная конфета. К вам пришел в гости ваш лучший друг, и вы хотите поделиться с ним конфеткой, для этого ее нужно поделить. Давайте разделим наши «конфетки» на 2 равные части.
Дети выясняют, что для этого надо сложить прямоугольник пополам, стороной к стороне, угол к углу.
После того как дети выполнят задание, задаю вопросы:
«Что вы сделали? Как называются эти части?
Почему каждую из этих 2 частей можно назвать половиной?
Какой формы получились части?
Как доказать, что получились квадраты?
Что надо сделать, чтобы разделить прямоугольник-конфету на 4 равные части?»
Затем дети складывают прямоугольник дважды пополам.
Воспитатель задает вопросы: «Сколько частей получилось?
Как вы разделили прямоугольник на 4 равные части?
Какой формы эти части?
Что больше: целый прямоугольник или 1 из 4 его частей?
Сколько всего таких частей?»
Физкультминутка «Профессии»
Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)
Плащ портниха шьет. (Махи руками)
Доктор лечит Машу. (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)
Сталь кузнец кует. (Хлопки)
Дровосеки рубят. (Махи с наклонами)
Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)
Что же делать будет, (Поднимание плеч)
Наша детвора?
Работа с раздаточным материалом.
У каждого ребенка по 4 квадрата из бумаги. Квадраты одинакового размера. Воспитатель сначала дает задание: разделить один квадрат на 2 равные части, сложив его стороной к стороне, а потом другой квадрат разделить на 4 равные части.
Каждый раз он задает вопросы: «Что сделали? Как разделили? Какой формы получились части? Сколько всего таких частей? Что больше (меньше): целый квадрат или 1 из 2 (4) его частей?»
Далее предлагает детям взять еще 1 квадрат (третий) и подумать, как надо сложить его, чтобы разделить на 2 равных треугольника, Выясняют, что квадрат надо сложить пополам углом к углу, использует вопросы; «Как сложили квадрат? Сколько получилось частей? Какой формы эти части? Можно ли эти части назвать половинами и почему?»
Педагог предлагает детям взять четвертый квадрат и разделить его на 4 равных треугольника. Предварительно уточняют, как это сделать.
После того как дети выполнят задание, задают вопросы: «Что сделали? Какой формы получились части?»
Детям предлагают обвести пальцами каждую из 4 частей. Выясняют, что больше (меньше): целый квадрат или 1/4 часть, сколько всего таких частей.
Игра «»Расскажи про свой узор»
У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, где расположены элементы узора: в правом верхнем углу – круг, в левом верхнем углу квадрат и т. д.
Заключительная часть.
Подведение итогов
- Чем вы сегодня занимались?
- Какие геометрические фигуры вы использовали?
- Какое действие вы выполняли с квадратом, прямоугольником?
- С какой игрой я вас познакомила? Вам понравилась игра?